Богородская резьба. История Богородского народного промысла

Богородская резьба по дереву — это один из редких видов русского национального искусства, дошедших до нас. Центром промысла является поселок Богородское, расположенный в Сергиево-Посадском районе.

Богородская резьба берет свое начало в традициях древнерусского искусства. Большое влияние на развитие промысла оказали мастера-иконописцы Троице-Сергиевой Лавры. По некоторым данным, деревянную игрушку, в окрестностях Троицы, резали еще во времена ее основателя — Преподобного Сергия Радонежского.

Согласно следующим источникам:
И. Забелин. «Домашний быт русских цариц в XVI — XVII ст.» М., 1901 г.
Н. Церетели. «Русская крестьянская игрушка» Academia, 1933 , существует запись в книге расходов Екатерины I говорящая о том, что у стен Троице-Сергиевой Лавры были приобретены деревянные игрушки:


» …куплено … разных игрушек царевне Наталье Петровне и великому князю Петру Алексеевичу и княжне, которые посланы в Петербург, а именно: три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одна утка, при ней трое детей, город с солдатами, три баула, за всё заплачено 4 р. 9 алт. 4 деньги»

Таким образом, становится ясно, что уже в 17-м веке, Богородский промысел носил характер ремесленного производства. Изготовление деревянной игрушки кормило десятки хозяйств.

Богородская резьба. XIX век.

В XIX-м веке богородский промысел активно развивался. Была создана своеобразная производственная цепочка — появились скупщики деревянных игрушек, избавившие резчиков от необходимости думать о реализации изделий. Одновременно с этим, появилась специализация мастеров — кто-то делал кукол, кто-то всадников, разводы, дергунов и прочее.. Появились и окрепли династии богородских резчиков — Балаевы, Ерошкины, Зинины …

Промышленная революция конца XIX века подорвала успешное развитие богородской резьбы по дереву. Продукция кустарей не выдерживала конкуренции с фабричной продукцией, более дешевой, технически более выверенной. Кустарная игрушка стала пользоваться меньшим спросом. Одновременно с этим, ухудшалось ее качество, связанное со стремлением мастеров удешевить продукцию. В целях экономии, использовался каждый сантиметр ствола дерева, с минимальным количеством отходов. Выработалась своеобразная «маховая», ускоренная, техника работы богородским ножом, при которой сегмент спила «чурак», или щепа, задавали форму изделию.

В столь трудное для богородского промысла время, неожиданный стимул развитию придало появившееся на рубеже XIX-XX веков, в России, общественное движение возрождения национального самознания.

ХХ-й век богородского промысла

В начале XX-го века, русская творческая интеллигенция осознала ценность национального наследия народного искусства. В этот период времени начинаются активные работы по систематизации народных промыслов, их осмысление. Богородская игрушка стала предметом коллекционирования, музейного экспонирования. Стали проходить первые выставки народных мастеров. Педагогическая общественность ратовала за включение русской деревянной игрушки в образовательную программу учебных заведений.

Огромный вклад в развитие промысла внесли такие исследователи, как Н. Д. Бартрам, А.И.Деньшин, А.В. Бакушинский и другие …

В начале ХХ-го века, в селе была основана артель резчиков и образовано училище богородской резьбы.

Октябрьская революция изменила многое в Богородском промысле. Советская власть охотно поддержало народное искусство, как идейно близкое. В тоже время, стало невозможным работать на скупщиков, и одновременно с этим, стали появляться новые, навеянные эпохой сюжеты.

Великая Отечественная война оставила тяжелый след в Богородском. Погибли многие резчики, вернулось всего несколько человек.. Промысел угасал, но несмотря на сложности, в этот период было создано немало интересных произведений.

В 60-е годы, государство оказало большую поддержку Богородскому промыслу. Артель была преобразована в Богородскую фабрику художественной резьбы, одновременно с этим, были построены новые корпуса фабрики и училища. Для развития промысла, в училище и на фабрику были направлены профессиональные художники-скульпторы, создавшие новые, более технологичные и пластически интересные образцы. Был создан канонический образ богородского медведя. Отработана пластика и технологии декорирования (описки) медведей. В богородской пластике было уделено значительное внимание декорированию фактуры дерева с помощью «фасок».

Без преувеличения, 60-80-е годы прошлого века стали «Золотым веком» Богородского промысла. В это время были созданы основные и наиболее интересные образцы деревянной скульптуры и игрушки. Большое наследие оставили такие мастера, как Л.В Журавлева, Л.Уласевич, М. Дворников, М.И. Смирнов, В. Градов, Н.М.Шипеев, и многие другие .. Отдельно стоит выделить замечательных преподавателей: Н.Н. Скотникова, Рунова, Д. Кязимова, и многих других замечательных педагогов, вырастивших не одно поколение талантливых мастеров.

Богородская резьба. Современность.

Конец 80-х- начало 90-х годов прошлого века в нашей стране стал переломным периодом, и периодом поиска. Богородская резьба не осталась в стороне этой эпохи. Богородские художники активно искали новые формы. В этот период, мастера обратились к истории промысла. Появилось много художественных размышлений на тему духовности, истоков творчества богородчан. Вместе с этим, появилось больше яркой индивидуальности. Мастера разрабатывали свой, неповторимый стиль резьбы. Александр Варганов, обратился к щепной маховой технике резьбы. Олег Михайлов нашел вдохновение в богородских образцах XIX века, которые он переосмыслил, и обогатил промысел своей неповторимой техникой резьбы, росписи и духовности. Ярослав Аршинов, Сергей Паутов, Людмила Журавлева, Геннадий Лазнев, Маснави Ахматзиаев, Лев Брюханов, Илья Польский, и многие другие мастера украсили своим неповторимым талантом, этот период поиска…

Вместе с с тем, 90-е годы внесли большие изменения в структуру промысла. Богородская фабрика утратила государственную поддержку, а вместе с ней и большие возможности экспорта своей продукции за рубеж. В тоже время, появился обширный рынок частного сектора. Многие индивидуальные мастера получили возможность продавать свою продукцию напрямую покупателям. Свободный рынок имел не только положительную сторону. Бурная коммерциализация промысла привела к возвращению забытого посредника «скупщика». Скупщиками были редко художники, часто это были бывшие строители, сварщики, люди разных профессий. Но желание заработать, привело их в этот «бизнес». Как следствие, они стали диктовать художникам свое видение сувенирной продукции — часто китчевато яркой, нелепо «забитой» тяжелым орнаментом.

Напишите первый комментарий к записи “Богородская резьба. История Богородского народного промысла”

Подпишитесь на нас

телефон

+7(495)208-68-86

Оплата

часы работы

10.00-19.00 без выходных